Портфолио
748.00
Дрейф
2025
Москва
Наблюдаемое
Рефлексия
2025
Москва
Точка на карте
3D-сканирование, Карты
2024
Челябинск
Без названия
Détournement, ЖЭК-арт
2024-25
Екатеринбург
Мастерская короткого текста
Педагогика, Тексты
2024
Екатеринбург
Психогеографическая карта Тюмени
Дрейф, Карты
2023
Тюмень
Объекты народного значения
ЖЭК-арт, 3D-сканы
с 2024
Екатеринбург
Ментальные карты
Дрейфы, Карты
с 2022
Екатеринбург
Ассамбляжи
Détournement
с 2023
Екатеринбург
Случайный прохожий
3D-печать
2024
Москва
Дрейфы старателей
Партиципаторное искусство
2024
Екатеринбург
1/6.mp3
Аудио, легенды
2023
Екатеринбург
Мы говорим с Эльмашем
Тексты, коллажи
2023
Екатеринбург
Прогулки по звуковым волнам
Дрейфы, звуки
2024
Сортавала
Скрытые чувства: «Игра в гуся»
Педагогика, 3D-сканы
2024
Нижний Новгород
Знак
Парадокс
2022
Екатеринбург
Привет, сосед!
Добрососедство
2022
Екатеринбург
О художнице
Artist's Statement
Катя Червонных
1994, Екатеринбург, Россия
Живет и работает в Екатеринбурге.
В работах использую различные медиумы: от уличных рекламных баннеров и 3D-сканирования до графики и ниток.
В рамках институциональной практики часто это приобретает лабораторный формат, поэтому в качестве примеров можно посмотреть проект творческих лабораторий «Скрытые чувства» (г. Нижний Новгород), «Искусство жить дома» (г. Екатеринбург), фестиваль «Морфология улиц» (г. Тюмень).
Во мне откликаются темы памяти и наследия, взаимодействия человека и города. В своих практиках я опираюсь на понятия «психогеографии», «дрейфа» и «détournement», разработанные французским Ситуационистским интернационалом в 1950–60-е гг. Особую значимость для меня имеют коллективные дрейфы и проекты соучастия, где зритель выступает полноценным сотворцом.
Цель моей практики — фокусировка внимания и создание точек привязки вокруг обыденных вещей, которые ускользают от человека в его текущем темпе жизни.
Curriculum Vitae
Curriculum Vitae
Интернет-магазин
Оригиналы представленных произведений
идут с сертификатом подлинности
По вопросам заказа, оплаты и доставки
пишите в telegram @katya_chervonnykh
Карта С-№2
6000 руб.
Карта И-№3
11000 руб.
светокопия
Карта Ч-№2
1500 руб.
Перчатка
500 руб.
зин
«748.00»
4500 руб.
зин
«Наблюдаемое»
1200 руб.
Ассамбляж Е-№3
10500 руб.
Ассамбляж Е-№4
10500 руб.
Ассамбляж Ч-№2
10000 руб.
Ассамбляж Ч-№1
7000 руб.
Ассамбляж Е-№1
14000 руб.
Лебедь изящный
4500 руб.
По вопросам заказа, оплаты и доставки пишите
в telegram @katya_chervonnykh
Оригиналы представленных произведений идут
с сертификатом подлинности
748.00
Цифровая печать, ручная сборка, канцелярская резинка. Тираж 23 шт.
Каждая сумма в нём становится отправной точкой маршрута, каждая строка — поводом для исследования. Художница выстраивает траекторию перемещения в интернете, превращая чек в спонтанную карту, архив случайных совпадений и символических связей.
Проект фиксирует цифровой дрейф по виртуальному ландшафту Москвы, начатый с найденного в московском магазине чека.
Чек прилагается к зину, предлагая зрителю возможность пройти свой собственный путь — основанный на той же информации, но ведущий к индивидуальному результату.
Маршрут проходит не только по улицам, но и по временным пластам, объединяя объекты, связанные лишь набором цифр и слов.
2025
Наблюдаемое
Цифровая печать, ризография, вышивка, арматура
«Наблюдаемое» — визуальный дневник наблюдений за уличным объектом: арматурной конструкцией с надетой на неё строительной перчаткой. Каждый день, проходя мимо, художница фиксировала её состояние, превращая случайную городскую деталь в центр личного художественного исследования. Перчатка, застывшая в жесте, становилась немым свидетелем пребывания уральской художницы в Москве, а затем — персонажем, обретавшим новые черты в графической серии.
Этот зин — документ времени, в котором город и взгляд пересекаются, меняя друг друга.
Инсталляция включает в себя зин и скульптуру из арматуры с перчаткой и вышивкой на ней. Была представлена на выставке по результатам интенсива «Экспериментальные графические практики» в Московской школе современного искусства (МШСИ).
2025
Точка
на карте
Музей Б. Н. Ельцина
цветная печать на бумаге, motion ролик, онлайн игра, телеграм-бот
Участники исследовали виртуальную среду Екатеринбурга, обращаясь к сайтам с видеотрансляциями, архивным страницам веб-сайтов, историческим и современным онлайн-картам.
Лаборатория была посвящена кибер-дрейфу, или дрейфу в цифровом пространстве.
Итоги лаборатории были представлены в виде видеоинсталляции с работами участников и зина.
В результате каждый смог персонализировать свой опыт взаимодействия с виртуальным городом: через отзывы, панорамы, Телеграм-бота, создание компьютерной игры, перфоманс и ментальную карту.
Участники лаборатории:
Даня Мягких, Юлия Ивашкова, Лена Нифонтова, Анастасия Севрюгина, Софья Ширшова, Мария Яхина

Кураторы лаборатории:
Роман Сырчин, Екатерина Трапезникова, Катя Червонных
2024
Без названия
Первая — 2023 года — шины, которые художница украсила «ЖЭК-арт-паттерном», делая видимым проблемный мусор, сливающийся с асфальтом и голой землей. Со временем часть шин была использована жителями для установки знака.
Персональная уличная выставка художницы. Представлены две работы.
Вторая работа — самодельное деревянное ограждение (сделано жителями), которое художница декорировала оградительной лентой, лишая ее [ленту] утилитарного назначения и превращая в потенциальный триггер для горожан. Триггер направлен на создание непривычной ситуации с целью обратить внимание на городскую среду и предложить по-другому взглянуть на окружающее пространство.
2024-2025
Мастерская
короткого текста
Паблик-арт программа ЧÖ
Заглавная тема, выбранная участниками — «Расстояние».
Мастерская для подростков с Химмаша, одного из отдаленных районов Екатеринбурга. Цель мастерской — размещение текстов, придуманных в ходе лаборатории, на улицах района.
Проект «Остались обрезки слов» можно воспринять как ответ на общую тему сезона паблик-арт программы — «Перспектива слов».
Из-за преждевременного закрытия паблик-арт программы ЧÖ, фразы-объекты были реализованы в малом масштабе из металла, что позволило им оставаться мобильными, дав новой ракурс на изначально выделенную тему исследования.
Кураторы: Катя Червонных, Екатерина Юшкевич
Районная школа паблик-арта
В рамках паблик-арт программы ЧÖ
2024
Психогеографическая
карта Тюмени
Психогеографическая
карта Тюмени
«Морфология улиц»
Прогулки участников проходили по центру города и спальному району (восточке). После прогулок на бумагу были точечно нанесены эмоции и новые впечатления. Затем художница собрала из этого материала коллаж и таким образом создала общую карту, отражающую ментальное восприятие Тюмени горожанами, принявшими участие в проекте. Презентация проекта состоялась в форме чаепития и поп-ап выставки оригиналов карт участников.
Проект — результат серии дрейфов, прошедших в августе 2023 в рамках «Морфологии улиц».
На неё можно было наклеить стикер, соответствующий по цвету той эмоции, которую горожанин испытал/а в определённой локации. А если зритель хотел провести личное исследование города, то он/а могли взять одну из малых карт, где с одной стороны есть заполненная карта и можно пройти по следам с уже прошедшего дрейфа, с другой находится пустая карта, которую предлагается заполнить самому/самой.
Психогеографическая карта осталась после завершения фестиваля в «Конторе пароходства».
2023
Объекты народного значения
При угрозе потери объекта или его значительном повреждении, она печатает на 3D-принтере скан оригинальной фигуры. В качестве материала используется резина, которая отсылает к изначальному объекту.
Художница сохраняет объекты, которые создают «народные» художники и формирует собственный архив ЖЭК-арта.
c 2024
Объекты народного значения
При угрозе потери объекта или его значительном повреждении, она печатает на 3D-принтере скан оригинальной фигуры. В качестве материала используется резина, которая отсылает к изначальному объекту.
Художница сохраняет объекты, которые создают «народные» художники и формирует собственный архив ЖЭК-арта.
c 2024
Ментальные
карты
8 карт
Упрощенные ментальные карты меньшего размера. Главные отличия от карт большего масштаба — добавление скетчей и расшифровок к испытанным эмоциям.
Во время своих бесцельных прогулок она ставит себя в различные «ситуации», которые помогают ей преодолеть привычные паттерны поведения в городской среде.
Карты появляются в результате дрейфов художницы по городам или их частям.
Базируются на чувствах и отражают психологическое воздействие локации на конкретного человека. Интенсивность эмоций, испытанных художницей, передаётся за счет эффекта распыления баллона.
Карты не точны с точки зрения картографии.
с 2024
Ассамбляжи
8 ассамбляжей
Для нее это способ использовать минимум ресурсов, давая «мусору» вторую жизнь.
Руководствуясь принципом Détournement*, художница собирает ассамбляжи из найденных во время прогулок предметов, вызвавших в ней эмоциональный отклик.
*как похищение готовых вещей с их последующим использованием не по назначению.
c 2023
Случайный прохожий
«Музей года»
Иногда лишь улыбка фиксирует короткий момент установления контакта, становясь знаком, который и обозначает случайного прохожего. Этот образ обречен на незавершенность. Поэтому визуально фигура делится пополам. С одной стороны — достаточно прорисованный персонаж, с другой — лишь базовые полигоны.
Случайный прохожий — персонаж, не поддающийся описанию.
Художница сравнивает его с NPC (Non-player character) — игровым персонажем, стаффажем в компьютерных играх. В реальном мире каждый из нас может стать случайным прохожим, NPC.
2024
Дрейфы старателей
«Искусство жить дома»
Проект ГМИИ им. А. С. Пушкина
Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, г. Екатеринбург
Его участники придумывали ситуации для прогулки, основываясь на сказе писателя и, как настоящие старатели, искали свое «золото» — камни, которые вызывают у них эмоции, отмечая найденные россыпи на картах двух городов — Сысерти и Екатеринбурга.
«Дрейфы старателей» — партиципаторный проект, который одновременно взаимодействует с городским пространством и наследием П. П. Бажова.
К каждому набору прилагается каталог с описанием находок и общей картой эмоциональных жил города.
Все найденные во время дрейфов объекты были описаны в соответствии с практикой музейного хранения археологических находок и сохранены наборами, мимикрирующими под коллекции горных пород и камней — «Коллекция драгоценных камней No 1-2024-145» (Сысерть) и «Коллекция драгоценных камней No 2-2024-145» (Екатеринбург).
Участники лаборатории:
Алёна Зайцева, Полина Андреева, Полина К., Юлия Голяк, Галина Алексеевна Заспанова, Злата, Ирина, Макарчо и Санчо, Пипина (итал.), Савелий Александрович Заспанов, Соня Мнема, Степан Пантелеев, Asn, Dimond Green, Svetlana.
2024
1/6.mp3
Паблик-арт программа ЧÖ
На протяжении месяца во время чаепитий горожане делились с художниками своими историями из жизни. Так был создан уникальный портрет района. Входная точка спектакля — копия советского садового дивана длинной в 6 метров, ставшая передатчиком энергии между поколениями. По бокам скамейки в бетон инкрустировано стекло из бутылок, собранных во время субботника. Это тайная отсылка к тому, как местные жители называют между собой район — «Синяя яма».
Совместный проект с Стёпой Пантелеевым.
В рамках паблик-арт программы ЧÖ. Сезон «Передача энергии».
1/6.mp3 — аудиоспектакль, в основе которого рассказы жителей квартала вокруг барельефа, посвященного сказам Бажова.
2024
Мы говорим с Эльмашем, а он — с нами
Мы говорим
с Эльмашем,
а он — с нами
2023
Пространство «Заря»
Лаборатория апсайклинга визуального мусора
Художница вместе с участниками проекта предложила обратить внимание на Эльмаш и вступить с ним и друг дружкой в диалог. Из рекламных объявлений, флаеров, афиш, записок, найденных в разных локациях района, были созданы коллажи-отпечатки важных личных воспоминаний.
Проект художницы
«Мы говорим с Эльмашем, а он — с нами»
объединил в себе личный
и художественный взгляд
на окружающие нас тексты.
Проект художницы «Мы говорим с Эльмашем, а он — с нами» объединил в себе личный и художественный взгляд на окружающие нас тексты.
В итоге на улицах Эльмаша появились рекламные баннеры-коллажи, которые благодаря вложенным эмоциям и чувствам участников обрели свои голоса. Прогуляться по маршруту можно было самостоятельно, с помощью карты проекта. Помимо точек с коллажами там отмечены воспоминания о районе участников лаборатории.
Серия рекламных баннеров
Прогулки по звуковым волнам
2023
Арт-резиденция «Сортавала»
Во время прогулок участники сосредоточились на звуках, окружающих их в привычной жизни и тех эмоциях, которые они у них вызывают. На оборотной стороне карты собраны комментарии участников и расшифровки эмоциональных отметок, QR-код, ведущий на звуки, собранные горожанами и задания для самостоятельного дрейфа.
Звуковая карта центра города, составленная по результатам серии дрейфов горожан с художницей.
Бумага офисная, цветная печать
Скрытые чувства: «Игра в гуся»
Арсенал (ВВФ ГМИИ им. А. С. Пушкина),
ПАО «ГАЗ», администрация Автозаводского района
Нижний Новгород
Участники лаборатории: Амина Гулиева, Екатерина Кальсина, Ксения Ковалева, Марина Борейкина, Илья Потапов, Александра Калашникова, Софья Кокина, Бесханум Магомедова, София Остроухова, Марина Селивёрстова, Александра Сёмина, Анна Советцкова, Софья Морозова.
Сценарии перемещений внутри игры- бродилки были разработаны самими школьниками, а фишками для перемещений стали отобранные ими 3D-объекты.
Эта карта легла в основу итоговой работы лаборатории — настольной «Игры в гуся».
Лаборатория с участниками из 111-й школы была сосредоточена на конструировании эмоционального образа района с помощью 3D-сканирования на телефон.
В коллекции 3D-объектов — булочки из магазина, портреты самих школьников, гигантские трубы, дорожные конусы, букеты из найденных предметов, любимый ларек, утерянное дерево. Кроме того, на первом занятии была составлена карта значимых, но не всегда теплых воспоминаний подростков о районе.
2024
Знак
Художественный объект, который возникает под видом дорожного знака в месте, где ничего подобного быть не должно. Казалось бы, форма временного знака позволяет управлять движениями людей.
Так ли это, когда дело доходит до чувств?
Фестиваль светового искусства «НЕ ТЕМНО», Екатеринбург
Сталь, диоды
2022
Привет,
сосед!
Работа про дружбу, добрососедство, взаимодействие — как между горожанами, так и между общественными пространствами. На физическом уровне — это диалог двух локаций: ЦПКиО Маяковского и ЖК «Clever Park». Сотрудничество идет на пользу всем его участникам, усиливает их, наполняет смыслом и эмоциями.
«Привет, сосед!» — дружелюбная фраза, которой мы также пробрасываем мостик от своего Я к Другому. Показываем, что открыты к диалогу, ищем контакта и хотим установить связь.
Работа после фестиваля осталась в ЦПКиО Маяковского. Запустила цепочку добрососедства: ответ от ЖК «Clever Park» (2022), арт-акции от команды парка в Летнем парке Уралмаша (2022) и Основинском парке (2024).
Фестиваль светового искусства «НЕ ТЕМНО», Екатеринбург
Сталь, диоды
2022